Краткое содержание

Это не просто остросюжетный и захватывающий детектив, интересный читателю любого возраста, это настоящее историческое погружение внутрь времени.

Юная героиня, потерявшая всех близких, даже тех, кого не знала при своей жизни наяву, чувствующая связь с погибшими и ушедшими, вступает в смертельное противостояние с убийцей. Она не может обратиться за помощью к друзьям, искренне любящими ее, только она одна сможет найти правду и уничтожить маньяка.

Хрупкая шестнадцатилетняя девушка с длинной косой с каждым новым витком увлекательного сюжета, с каждым обрезанной прядью волос становится все более грозным воином, ломает все стереотипы и все преграды. Она бежит по лезвию бритвы, а читатель пребывает в неослабном напряжении на протяжении всего романа.

Саша ведет настоящую психологическую войну-расследование, жестокую и бескомпромиссную игру со смертью, намеренно подставляет себя под очередной смертельный удар. Ее убивают, но она выбирается из нескончаемых ловушек снова и снова, каждый раз становясь все сильнее изнутри, ломая свои внутренние преграды, идя к той многосоставной цели, достичь которой она должна, чтобы спасти жизни других и отыскать истину.

Еще не ушло время Советского Союза, с его пионерскими лагерями, дефицитом, наивностью или вседозволенностью для власть имущих. Действие происходит в элитном пионерском лагере рядом с закрытым сибирским городом, которых тогда было достаточно много, но о которых мало что было известно даже в то время. Вместе с героями читатель погружается в историю страны, о которой сейчас почти не вспоминают, но от этого события, рассказанные очевидцем во всех деталях, становятся еще более интересными и занимательными.

Детские и спортивные лагеря, раскинувшиеся вдоль широкого русла Енисея и Маны, великолепная природа Сибири, знаменитые Красные столбы – место действия. Но кто лишил Сашу семьи и дома тогда, в пятьдесят четвертом? Каким образом таинственные староверы, несшие службу Белой Матери, с их верой в Гелен Аму, связаны с чекистскими зачистками и урановыми рудниками? Что за связь у маленькой Саши, потерявшей в загадочных обстоятельствах и мать, и деда – с его сестрой, ее копией, и теми невинными юными девушками, которые погибали в течение тридцати лет и не были обнаружены?

В жанровом смысле это роман-матрешка - здесь есть все и отыграно все – читается гладко и без остановок «до утра».

Пронзительная история от лица 16 летней советской пионерки, это детективно-мистический триллер с элементами мистики, но особый интерес вызывает не столько лихой вполне хоррорный сюжет, а сама героиня. Самобытное мировоззрение рассказчицы на фоне крушения советской действительности, выглядит как объяснимый кризис самоидентичности, типичный в постперестроечные годы конца восьмидесятых не только для подростков, а для всего общества. Но тут история перекликается с более глубокой эпохой, которая с интонацией семейной саги, прослеживается как связка всех разбегающихся в разные времена линий. И этот подтекст создает иное, отличное от приключений, погружение и напряжение, когда важна уже не развязка, а нечто невысказанное.

Язык книги меняется как кадры, от сленгового до пространственного, временная атмосфера наполняется детализированием повседневности, от советских символов до таежных ландшафтов. Неприкрытые нравы партийной элиты, закрытые территории и особая пионерская жизнь на фоне все еще соблюдаемых советских традиций - все сплетается в сюжетные тайны, разгадка которых уже звучит преддверием будущей катастрофы – развалом великой страны. И формат романа это всего лишь подложка для выражения реальной драмы потерянного поколения.

Книга маскируется под быстрое развлечение: и сюжет детективный держит в нужном напряжении, и развязка как полагается - современная, многосоставная, но тут стоит отбросить все эти рыночные игры. Речь идет о времени, это последний год Советского союза в его традиционном виде, и тут понимаешь, что от социализма остались лишь лозунги да обязательные партийные мероприятия, а все ценности и надежды давно развалились. Никто не верил ни во что, в Бога верить не учили, а на коммунизм, который не состоялся, веры не осталось, все разрушено и это как пир перед катастрофой, все знают, что ее не избежать, и творят черте-что, история сильнее всего повествует об этом.

Но мы наблюдаем за событиями глазами вдруг выросшего ребенка, который категорически не готов принимать увиденное за реальность, она ему такая никуда не подходит и не годится, да и никому тоже, но взрослые совершенно не способны отказаться от той лихой вседозволенности. Вот здесь и вызрел конфликт, и он такой реальный, а не бульварный, и все какое-то слишком настоящее, особенно природа тайги и ее ощущение. И чрезмерность отражается на всех уровнях, но это как краски на картине, когда пишут не действительность, а пережитое от увиденного.